В давние времена, говорят, жил один жадный-пре-жадный богач. Сильно обижал он батраков и слуг своих, голодными их оставлял. Старался он скрыть от людей, чтоб никто в улусе не знал об этом. Но сколько он ни скрывал, как ни старался, все его черные дела стали известны народу.
Однажды до богача дошли слухи, что приедет большой нойон (Нойон — князь). Испугался богач, решил скрыть от нойона, как он мучает и притесняет работников. Отправил он своих батраков далеко в степь, а терпеливых и боязливых одел в кое-какую одежонку, стал немного лучше кормить. Немного поубавил свою злость. Работники его ничего не понимают, сильно радуются, стали веселыми и разговорчивыми.
Вскоре к юрте богача подъехал важный нойон с блестящей медалью на груди, на тройке коней, запряженных в четырехколесную телегу, со зеоном трех колокольчиков. Хозяин-богач встречает его с поклоном, суетится вокруг гостя, старается угодить. Помог ему слезть с телеги, посадил на носилки. Четверо расторопных парней понесли нойона к дому. Богач идет позади и спрашивает:
— Удобно ли сидите? Не твердо ли? Не трясет ли?
Нойон, сидевший спокойно и важно, вдруг подскочил, страшно вскрикнул и скатился с носилок.
— Что случилось? — испугался богач, чуть живой от страха. Обхватил он ноги упавшего нойона, целует их.
А случилось вот что. Маленький мальчик, пасший у богача телят, в тот момент, когда нойона несли на носилках, подполз и ткнул его снизу острой палкой.
Поймали того шустрого мальчишку-батрака.
— Ты черная нечисть! Откуда ты выскочил и как натворил такую беду? Шкуру надо содрать с твоей спины! Чертенок этакий! — скрипя зубами, закричал хозяин-богач и схватил за волосы батрака.
— Батюшка-богач! Выслушайте меня, а потом наказывайте!
— Что хотел сказать, говори! — спрашивает, поднимаясь с земли, нойон.
— Тот, кто напугает хурмасту (Хурмаста — святой), слышал я, разбогатеть должен. На мое счастье, увидел я хурмасту, сильно обрадовался и перепугался. Вы, достопочтенный, великий хурмаста, извините меня! — говорит мальчик-батрак, стоит, смотрит хитро и кланяется.
Важный нойон с блестящей медалью, как услышал, что его назвали хурмастой, сразу перестал злиться, сел на носилки, подобрав под себя ноги, и сказал важно:
— Это верно, я и есть хурмаста!
А растерявшемуся богачу, который стоял тут же, приказал:
— Нельзя наказывать этого мальчонку. Дай ему одну войлочную юрту, двух дойных коров, еще три-четыре овцы, коня и отпусти.
Потом обратился нойон к мальчику-батраку:
— Считай, что все это даровано тебе хурмастой тэнгрием (Тэнгрий — верховный небожитель).
Так и пришлось богачу выполнять приказ нойона.
— Негодник, из расщелины земли вылезший, только вред принес, — шепнул он жене, изменился в лице и цокнул языком.
После этого богач никого больше не подпустил к нойону.